Интервью с Ярославом Клоковым, Яриком, серфером из Владивостока.

IMG_2558Клоков Ярослав, профессиональный виндсерфер и серфер (спонсоры: Spetstehnika и SURF4YOU), многократный призер соревнований по виндсерфингу на Дальнем Востоке, главный инструктор владивостокской школы серфинга SURF4YOU и просто друг нашей серф школы.

Ярик, расскажи нам про спортивно-водные  активности во Владивостоке.

Виндсерфинг стал развиваться во Владивостоке в те же года, что и в Москве и в Краснодарском крае. Уже в конце 80-х были яхт-клубы при федерации парусного спорта, в которых небольшое количество  людей каталось на старых досках для виндсерфинга, на виндляйдерах, на пагах. Тусовка была небольшая – человек  10. Потом, к концу 90-х, появилась первая серфстанция «Штилевая зона» в яхт клубе «7 суток». Это очень известный яхт-клуб, там проходят кубки и этапы чемпионатов России по парусному спорту, 50 и 200 мильные гонки на яхтах. При нем и появилась первая серфстанция в городе. В 2002 году я там и начал учиться кататься на виндсерфинге. Первоначально это была закрытая тусовка, но постепенно она стала расти, каталось уже 30-40 человек. Стали появляться первые короткие доски – на год, на два позже, чем в Москве и на западе. Люди стали привозить себе короткие войловые доски и кататься на виндсерфинге. К 2004 – 2003 году спорт стал набирать популярность в городе, стало кататься очень много людей. Кто-то привозил японскую б/ушную матчасть. Стали появляться другие коллективы. Стало кататься много молодежи. Вместе со мной в один год пришло около 5 молодых парней, которые начали кататься и развивать направление фристайл, они стали больше прыгать, покупать фристайловые доски. Одновременно с виндсерфингом во Владивостоке в 2001-2002 году стал развиваться кайтсерфинг. Кто-то из виндсерферов перешел в кайт – нормальная история.

А серфинг, как ты стал кататься на серфборде?

Первый раз я попробовал кататься на сефринге в 99 году на Гавайях. Я ездил туда с родственниками в отпуск, увидел серфинг  и попробовал лонгборд – мне очень понравилось. Когда я вернулся в город – я понятное дело про это забыл. Потому что не знал, что у нас есть волны и вообще этого всего не видел и не слышал.

После того как я уже откатался несколько лет на виндсерфинге, зимой, во Вьетнаме я приобрел себе первую серфовую доску, минималибу 7-ку, и стал пробовать кататься просто на серфинге. Вернувшись в город, я примерно понимал, что после штормов, после того, как продувается сильный ветер, остаются остаточные ветровые волны, которые на некоторых пляжах выстраиваются более менее ровно (как мне тогда казалось) и я ездил туда кататься. И буквально на 2-3 моей самостоятельной каталке я встретился с мужиком, который стоял, рассматривал и фотографировал волны. У него был настоящий серфборд на крыше. Я его до этого раньше не видел ни  на каких виндсерфовых или кайтовых тусовках. Мы познакомились, он был очень рад знакомству, оказалось, что его зовут Валера, ему уже больше 40 лет и он уже в течение 7 лет катается на серфинге в приморском крае. Там он изучал волны, смотрел как они вырастают, смотрел прогнозы, карты, спутниковые сайты, фотографировал, сравнивал, вел записи и журналы. Он был достаточно осведомлен на тему серфинга к тому времени. Познакомившись со мной, он сказал, – «Здорово,  будем кататься вместе». Валера рассказал мне, как и когда образуются волны, как приходит свелл, показал сайты . Оказалось, что очень часто волны во Владивосток приходят рано утром.  Приходят не те ветровые, которые остаются после штормов. Свелл сам приходит из открытого океана, может не так часто, где-то 3 раза в неделю. Утром, когда прилив, хотя приливы и отливы у нас совсем незначительные по сравнению с Бали и другими местами. Разница прилив/отлив где-то 30-40 см. Но эти 30-40 см с утра давали дополнительные полметра волны. И когда период больше 7 секунд уже вполне можно было кататься на лонгборде, на минималибу ну и в дальнейшем, когда опыт стал позволять, можно было разгоняться и на шортборде.
Я под это дело подтянул своего партнера по серфстанции Андрея, и мы стали уже кататься втроем. Так мы откатали год, каталок было около 10, потому что мы тогда не знали куда ездить. Иногда, и даже чаще всего, мы смотрели прогнозы, а когда приезжали на пляж, оказывалось, что волн нет. То есть мы видели бугры на горизонте, но волны уходила куда-то мимо и мы не понимали, где она выстраивается и на каких пляжах. Поскольку Владивосток это полуостров, дальше которого располагается гряда остров – около 5 крупных и больше десятка мелких, то на этих островах располагается огромное количество сикрет спотов, где возможно выстраивается волна, и мы до сих пор не знаем все места и споты, на которых можно кататься.

IMG_0511Сейчас во Владивостоке так и катаетесь только вы с Валерой и Андреем, или серфинг стал популярным?

Мы катались втроем, потом я откатался зимой во Вьетнаме. Привез оттуда шортборд. Опыта уже было больше и Андрей привез несколько досок из Японии для чистого серфинга. Мы продали их тем людям, которые поверили, что в городе есть серфинг. Очень многие слышали, что мы ездим кататься, но даже большинство виндсерферов не верило, считали, что мы занимаемся какой-то ерундой, катаем  вату. А мы по-честному вставали в 6 утра, ездили, чекали споты и катались.
Через 4 года, после того как это все открылось для нас, доски уже имело человек 30  в городе, из них каталось человек 10, а  постоянно человек 5. Уже образовался какой-то сплоченый коллектив, который созванивался между собой. Все звонят мне, я звоню Валере, потому что он более опытный в прогнозах. Он говорит, как идет волна, какого она направления, где она выстраивается и мы едем под этот прогноз кататься.
Тусовка серфовая, которая сейчас образуется, немного отличается от тусовки виндсерфовой. Если большинство виндсерферов – это взрослые мужики, консерваторы, которые нам скучны и не очень интересны в общении, то серферы все в основном молодые, позитивные, креативные. Очень много людей, которые вообще не имеют отношения ни к кайтсерфингу, ни к виндсерфингу, просто пришли из неоткуда, из ночных клубов, какие-то знакомые, просто кому это понравилось.
Мы позиционируем серфинг как спорт для тех  у кого нет времени на кайтсерфинг и виндсерфинг.  Виндсерфинг, кайтсерфинг более нестатичны, то есть ветер может дунуть как  в обед, так и после обеда, вечером, в будний день, в выходной. И надо срываться и ехать кататься. У многих людей работа, леность, бодун  — у кого что. Серфинг у нас совсем по-другому — раннее утро на рассвете с 6 до 9 утра. То есть в 10 уже можно позволить себе поехать на работу. Если свелл приходит в течение 2-3 суток, то люди тоже могут, не торопясь, выбрать удобное время, чтобы покататься. На закате  или в выходной день. Такого как в виндсерфинге не бывает – если приходит волна, то на берегу все. Мы всех обзваниваем,  все приезжают и никаких проблем не бывает, потому что для нас это целое событие, когда приходят волны. Это целая туса, которая начинается с приятной встречи близких друг другу людей, потом каталка, затем тусовка тут же на пляже, которая перерастает порою в поход в ночной клуб.
Очень много людей из сноуборда, из Владивостокской федерации сноуборда, их мы приобщали к серфингу, потому что им это близко по духу. Они давно катаются на сноуборде, это молодежь от 23-30 лет, которые летом хотят разнообразить  отсутствие снега. Им по духу пришелся серфинг, всем очень понравилось сам процесс, это не виндсерфинг – минимум снаряги, никакой суеты, нет ни набивания, ни разбивания парусов. Не требуется большого автомобиля – возможны все молодежные варианты машин, включая маленькие  открытые кабриолеты. Все они пригодны для серфинга, доска занимает немного места и не надо придумывать, как ее вязать, крепить итд.

А на каких спотах Вы катаетесь?

В прошлом году мы стали больше обращать внимание на острова, на пляжи, которые находятся на островах в открытом море, потому что там  прогноз оправдывается на 100% и часто волны приходят больше, чем написано в Интернете. Ездим в соседний города — Находка. Там находится много интересных красивых пляжей, на которых выстраиваются волны, как и на песке,  так и на камнях. Как таковых рифов у нас нету, у нас есть пара-тройка спотов в районе Находки. Там риф располагается как в тропиках — в 50-70 метрах от берега камни, на которых выстраиваются ровные волны, в основном правые, потому что побережье так расположено относительно моря, что свелл который приходит он чаще выстраивается в правую сторону. Таких 2 места. А остальные места, если это пещаный пляж, то это либо коса, либо песок, где достаточно неплохой бичбрейк, не сильно близко от берега. Либо каменистые банки, которые неглубоко, постепенно уходят на глубину.  Волна выстраивается правильно, но это не рифовые волны, они немножко другие.
Иногда после сильных штормов ветровые волны тоже позволяют покататься с утра.
Средняя высота волны за лето около 1,5 метров, а если ездить на острова, то 2, хотя я видел волны и по 5 метров после сильных штормов, большой свелл.
В прошлом году ездили кататься под Северную Корею. Абсолютно дикий  пляж, на границе с Кореей, там нейтральная зона  2километра, 40 километров белого песка, где буквально не ступала нога человека. Там находится дальневосточный морской заповедник –  очень огромные волны. Буи от сеток, которые валялись в лесу, давали понять, что туда заходит больше 6-7 метров.
Также  у нас есть друг, он живет на острове Рейнике, это самый большой из гряды архипелага островного Владивостокского. У него там своя виндсерф — кайтстанция. И его остров расположен так, что со всех сторон, кроме севера находятся пляжи, которые захватывают и цепляют все направления, как ветров, так и свелла. И в этом году, я знал, что туда приходят волны, приходят намного чаще и больше – 2-3 раза в неделю стабильно. С юго-восточной стороны этого острова (он привез мне фотоотчет за май,  практической каждый день он делал фотографии) там были волны на камнях  1,5 – 2 метра. Очень ровные, правильные, большие, которые приходили практически без прогноза. Просматривая карты, мы поняли, что это просто какой-то накат, который идет всегда и формируется встречным ветром. В этот свелл в течение суток любая высота волны выравнивается и формируются очень хорошие грядки волны и там можно кататься постоянно. Добираться туда на катере где-то минут 40. То есть при желании всегда есть возможность поехать туда на катере или на пароме вместе с машиной. Желающих Сергей всегда может забрать с острова на своем катере. У нас все друг друга поддерживают, все очень friendly и никогда нет никаких проблем кому-то добраться до спота. Товладивосток есть если где-то приходит волна, это дело святое – все собираются, бросают свои дела и едут кататься. В соседнем городе, опять же в Находке, у меня есть несколько хороших знакомых, они понимают, я их  научил отличать волны, это  в основном виндсерферы и кайтеры, которые приходят утром и сразу же отзваниваются и говорят, что пришел свелл. Мы информированы на все сто процентов.

А с вами тусуются только серферы или с ними еще приходят сочувствующие – друзья- подруги?

Да очень много приходит различных друзей. Это показали соревнования, которые мы провели 12 июня.

Расскажи про соревнования по серфингу, которые ты провел.

Несмотря на погодные условия, был дождь и было прохладно, что несвойственно такому числу, было градусов 10-12. То есть было относительно холодно. Был это будний день – четверг.  Волна  была очень  ровная, правильная, но не превышала одного метра. Может чуть больше, самый лучший экземпляр достигал, может 1,5 метров. Народу было очень много, даже можно сказать весь город.
Приехало участвовать около 15 человек. Из них можно сказать каталось человек 7, а остальные имели доски, пробовали. Один человек вообще — взял гидрокостюм, доску и пошел участвовать  в соревнованиях, причем  у него очень хорошо получалось.
Собралось куча народа, человек 15 участников. Приехало куча молодежи, приехало куча народу, несмотря на дождь. Red bull предоставлял напитки, шатер. Компания slando поставило много минеральной воды – тоже участвовала в поддержке соревнований. Также спонсорами выступала наша серфстанция SurfForYou, которая давала лайкры  с номерами. Спонсором выступал магазин Edvans, ну и были еще какие-то призы. Но я не в курсе. Во время церемонии награждения я уже улетел на Бали и не участвовал в этом.
Приехали спортивные комментаторы, приморское телевидение.
Резюме: несмотря на плохие погодные условия,  небольшую волну было здорово. Буквально за сутки на такое мероприятие-  первый чемпионат города по серфингу, да и может всей России, собралось столько народу, что я думаю, что в дальнейшем, соревнования, которые мы планируем провести в августе в хорошую погоду под большой свелл на Потрокли, в выходной день мы соберем просто огромные массы людей – несколько сотен человек.

На каких досках катались. Как ты оцениваешь уровень участников?

В основном все катались на тех досках, которые у них были. Ходовой размер досок, которые мы привозили из Японии, это были доски southpoint, 7,10 – 7.0 минималибу. Тех, у кого опыта было меньше, чем у соседа, скажем так, тем были предоставлены лонгборды бесплатно от станции- можно было взять их и пойти кататься. Было 3-4 лонгборда и остальные минималибу.
В основном все катались на минималибу.
Уровень участников был примерно одинаковый, за исключением первой тройки, которая регулярно катается уже не первый год, постоянно посвящает этому время. Валера, который ездит тренироваться на Бали на протяжении уже нескольких лет и у него уровень отличался. Участвовал в соревнованиях наш абсолютный чемпион по виндсерфингу во фристайле и слаломе — Алексей Трусов. Мы приобщили его к серфингу совсем недавно, но поскольку он сам по себе человек очень способный, он занял третье место и очень достойно себя показал.

Расскажи нам про условия для серфинга. Какая в среднем температура воды? Когда сезон?

Также как и в виндсерфинге, сезон серфинга с начала мая, по конец октября. Единственное, что если в виндсерфинге большую часть времени ты все равно проводишь на доске, несмотря на падения, то в серфинге ты проводишь ее в воде. Май самый прохладный месяц, мы начинаем кататься в воде от 6 градусов, это 5ти миллиметровый гидрокостюм, 5-4-3 и 5-6-7 – у кого какой есть и желательно поддевка под низ. Тапки, шлем, перчатки  – в зависимости от подготовки и выносливости к холоду, а у нас в принципе все закаленные, особенно бывшие винд и кайтсерферы. Человек выдерживает где-то 1,5 – 2 часа в воде, это без каких-либо последствий и заболеваний – менингитов, гайморитов, воспалений легких и так далее – до этого никогда не доходило. В середины июня можно кататься в гидрокостюме 3, с короткими руками длинными ногами. В августе раннем утром можно поддеть 2-3, а после 12, если припекает можно кататься в шортах. В сентябре так же, а вот в октябре воздух становится холоднее, а вода остается такой же теплой – 15 градусов. Максимальная температура — где-то 23-25 градуса. Эта температура воды относительна, потому что 2 залива – один без волн, другой, который направлен к открытому морю, с волнами. У нас на серфстанции, на центральном городском пляже вода может быть 25, а буквально в 15 километрах от нас, ближе к открытому морю, где приходит волна издалека вода уже 20 градусов.

IMG_0553Ярик, скажи пару слов про Бали. Почему приезжаешь сюда, есть ли у тебя любимые споты?

Бали для меня начинает превращаться, если можно так сказать, во второй дом. Первый дом после Владивостока для меня – это Вьетнам, там я провел 5 зим и чувствую себя там очень хорошо, приезжаю туда и душа радуется. Сейчас я уже приезжаю сюда в третий раз: я выехал из аэропорта, въехал в Куту и почувствовал для себя что-то такое родное.

Про Бали я очень много слышал от своих знакомых кайтеров и виндсерферов, тех которые раньше меня начали кататься на серфинге во Вьете. Они ездили на Бали, когда у них была такая возможность. И я всеми силами стал стараться сюда уехать. В первый раз я приехал сюда в феврале, сначала был ошеломлен суетой, которая происходит на острове. Увидел огромное количество серферов, спотов, приливов-отливов. То есть эта целая теория, которую надо знать и без нее здесь не получится кататься просто так:  проснулся во сколько хочешь, взял доску и пошел, как во Вьете или дома.

Я первый раз очутился в месте, где весь остров — все живут серфингом. Тут все пропитано духом серфинга, этой культурой, даже в аэропорту, когда я первый раз получал визу, я увидел плакаты Quiksilver , Rip Curl — рекламные щиты – волны, Келли Слейтер. И я понял, что попал куда нужно, я всегда мечтал попасть в такое место. И то, что я умел и накапливал, катаясь во Вьетнаме и во Владивостоке, приехав на Бали, я понял, что я вообще ничего не умею. То есть я умел что-то, но это все надо было упорядочить и разложить по полочкам, добрать какого-то опыта, стабильности. Получить опыт не сколько в ногах — умение управлять доской, сколько в голове – оказываться в нужном месте в нужное время, там где ты должен быть, чтобы взять волну и прокатиться по ней, не получив по голове, чтобы волна шла во благо и ты от этого получал удовольствие.
Сейчас я прокатался уже на многих спотах, не скажу, что на всех, но на многих прокатился. Наверное из зимних мне нравится – Серонган, сейчас он не работает.Летом —  Баланган, я хочу более быстрых волн. Кататься на медленных получается, но хочет больше драйва – катаясь на быстрой волне. Баланган и аэропорт лефт. Из правых волн — Гринбоу.

Здесь многие  серферы боятся кораллов, укусов акул, боятся не выплыть откуда-то. Ты боишься чего-нибудь?

Ну, все чего-то боятся. По поводу акул это вообще полный бред, рыб я никогда не боялся, у меня был опыт встреч с касатками, это ничего страшного. А акул здесь нет и не должны быть в принципе. Течения и опасности не выплыть — не боюсь, я очень уверен в своих силах, в своей физической подготовке и приезжая на каждый незнакомый спот я всегда советуюсь с теми, кто со мной приехал или с рядом стоящим серфером — где канал, когда лучше кататься, как будет развиваться вся картина. Бездумно никогда не лезу. Присутствует страх не столько перед большими волнами —  горами сугробами волн, которые можно оплыть повернуть, а перед мощными волнами, дроповыми с трубами. Они могут быть не такого гигантского размера в пределах 2,5 метров, но падать они на тебя будут так, что действительно становится страшно. И конечно небольшой синдром боязни, когда уже сильно мало воды( если катаешься на таком споте, на котором, нужно кататься  в полный отлив), то когда берешь волну и видишь перед собой риф, появляется такое нехорошее чувство и ты должен либо очень быстро пройти по стенке и уйти назад или упасть звездочкой, так чтобы тебя не протащило по рифу. Подбодряет меня всегда наличие друзей на споте. Я не очень люблю ездить кататься один, меня очень стремно одному, особенно если куда-то далеко. И я всегда думаю так — как бы не было мало воды на рифе, если здесь катаются люди, то все нормально.

Заключение от Ярика.

Очень здорово, что мы открыли для себя серфинг. По своим ощущениям могу сказать, что серфинг занимает для меня большую часть жизни – это и тренировка, и каталка, и работа, и образ жизни и образ мышления и все вместе. Это то, чем я сейчас живу. Виндсерфинг остается, но на уровне станционной деятельности, инструкторства. Конечно, я буду выступать на соревнованиях, но тренироваться, что-то прыгать, как раньше делать упор на фристайл, наверное, я уже буду меньше и больше времени буду уделять серфингу – помогать всеми силами развитию этого спорта в нашем регионе, донести до всех, что он есть, с помощью, как и популяризацией среди молодежи, так и с помощью соревнований, интервью в прессе и просто сарафанным радио. Я думаю, то через 2-3 года у нас будут кататься очень много людей, что это будет очень развито, очень модно, популярно, круто, здорово, весело. Молодежь, у которой как есть хорошая финансовая возможность, так и средняя могут себе позволить приобрести одну доску, один гидрокостюм и получать тот экспириенс, который они не получают только ходя по ночным клубам и тусуясь где-то по барам.

Интервью с диктофоном и вопросы — Анна Прокопкина.