Гавайи – лава

Про вулканы и лаву на Гавайах я что-то слышал, но не думал, что можно вот так просто, в любой день, взять и посмотреть на лаву. Это же лава! При извержении вулкана гибнут люди, аэропорты закрываются из-за выброса пепла в атмосферу и все такое. Поэтому, когда Санек (парень, живущий в Гонолулу, у которого мы арендуем тачку) рассказал мне как он тыкал в эту лаву палкой, я твердо решил сделать тоже самое. Санек рассказал как это лучше сделать, но оказалось, что сделать это можно все же не в любой день.

Вулкан Килауэла, находящийся на самом большом гавайском острове (он так и называется Big Island), непрерывно извергается с 1983 г. Это один из самых активных действующих вулканов на земле – из него постоянно вытекает лава, а на вершине бурлит целое озеро лавы и идем дым. Лавы вытекает то больше, то меньше. Больше всего вытекло в 1990-м, тогда один из городков у подножия вулкана, Kalapana, познакомился с лавой как следует, сгорело почти 200 домов. Мы не видели, но гид рассказал, что есть дома и машины сгоревшие наполовину. Стоит дом или фольксваген такой серфовый, половина под застывшей лавой, а половина целая (ну ржавая). Или по дороге едешь, обычное асфальтовое шоссе и р-раз застывшая лава поперек дороги пару метров высотой. Люди пытались рыть каналы, строить стены, чтобы отвести потоки лавы, но ее было столько, что ничего не помогло. Лава наваливается, застывает, снова наваливается и застывает – так она поглощает все на своем пути.

Сразу вопрос, насколько опасно жить у подножия и насколько безопасным будет наше путешествие к лаве. Гид сказал, что как раз потому, что вулкан извергается постоянно, он и не опасен – напряжение не накапливается и постоянно выходит ). И все же, ситуация с извержением постоянно меняется. Когда вулкан извергается активно и лава стекает в океан, то на лаву можно посмотреть откуда угодно и круче всего с лодки. Последний раз такое было около 6 месяцев назад и сейчас единственная возможность увидеть лаву – это пробраться сквозь джунгли к удаленному месту извержения. Такие путешествия организует всего одна компания и делает она это всего пол-года, как раз с момента последнего активного извержения. Эту компанию я и нашел в инете.

От Оаху до Биг Айленда лететь всего 45 минут. Мы хотели успеть все за один день, но нам сказали, что не могут гарантировать во сколько точно мы вернемся – зависит от скорости продвижения группы по джунглям. Поэтому, мы не стали покупать обратный билет заранее. Нас предупредили, что путешествие сложное и мы все перепачкаемся, но мы до последнего думали, что это все перестраховка. Мы поняли насколько все серьезно только в офисе компании, когда нам предложили выбрать себе обувь из той что у них там накопилась (это и на обувь то даже не было похоже, куски грязи), чтобы не испортили свою и выдали рюкзаки, наши типа слишком nice ).

Нас привезли в лес и мы отправились в путь. Сначала все старались не наступать в лужи, но минут через 20 мы уже шли по колено в болоте. Прикольно было первые часа полтора ) всего мы так шли два с половиной часа! Нам повезло, что все 8 человек в группе были более-менее спортивными. Джунгли – обычный лес, почти как в России, разве что папоротники крутые и живности никакой. Кстати, местные папоротники растут всего на 4 см в год. Мы видели один высотой метров 5!

В итоге мы вышли к полям застывшей лавы – зрелище невероятное, ощущение что ты на другой планете. Я сразу представил что я в зоне, ну которая у Стругацких в «Сталкере». Застывшая лава очень непрочная, вся пористая. Сверху похожа на металл или стекло, внутри обычный камень. На самом деле состоит из соединений кремния, магния, алюминия и других металлов. Сверху застывшее хрупкое стекло, поэтому брать ее руками, все равно что брать руками стекловату. Этим полям лавы не более 6 месяцев, вулкан понемногу поглощает джунгли. Места выхода лавы наружу мы искали по вибрациям воздуха. Знаете, как в жару в некоторых местах воздух будто вибрирует от поднимающегося вверх тепла, вот так и здесь – чем сильнее вибрации, тем активнее там лава.

По мере продвижения воздух вокруг все больше пах серой и становилось теплее. И вот нас обдало волной жаркого воздуха, в расщелинах под ногами стала видна раскаленная порода и мы увидели текущую лаву – это невероятно. Буквально 30-40 сантиметров застывшей лавы под ногами отделяют нас от раскаленной породы. Стоять на одном месте нельзя – кроссовки начинают плавиться и воняет паленой резиной. Гид сказал, что время от времени нужно пить воду, влага в таких местах испаряется быстро и можно легко заработать обезвоживание. Подойти к лаве ближе чем на расстояние вытянутой палки сложно – лицо горит, глаза будто высушивает. Температура лавы которую мы видели около 700 градусов цельсия. Жаль что не было специальной защиты, хотелось бы подойти поближе, уставиться и смотреть, смотреть. Помните фильм «Пекло»? Теперь я понимаю о чем там речь. Когда обдает волной особенно горячего воздуха, сразу вспоминается одна из ловушек зоны в Сталкере.

Протусовались мы там минут сорок. Планировали час, но было слишком много испарений и гид сказал что лучше нам долго не рассиживаться. Еще и дождь собрался пойти. Когда над лавой идет дождь, то наступает white out – повсюду пар и видимость не дальше чем на вытянутую руку. О том, что нам снова пробираться по болотам и джунглям я уже успел забыть, столько впечатлений! На обратном пути пошел дождь и я вспомнил туристические походы в школе, когда все кругом мокрое, а еще нужно ставить палатку, разжигать костер и есть хочется ). Еще я вспомнил, что нам нужно купить обратный билет. Как я уже говорил, с группой нам повезло и мы успевали на самолет. Поэтому я отстал и купил нам билеты с помощью айфона, посреди джунглей, грязи, под дождем, у подножия вулкана, неподалеку от раскаленной лавы – вот он 21 век!

Всего мы шли около 5 часов по болотам в джунглях и около 2 часов по полям застывшей лавы. Не могу сказать что я устал. После футбола в школьные годы ноги гудели намного сильнее. И после активного серфинга на Ментаваях усталость намного ощутимее. Но повторить этот поход нет большого желания ) лучше дождаться активного извержения и на лодочке. Пожалуй, пока это самое сильное впечатление нашего путешествия на Гавайи. На днях может быть я все же увижу настоящий Пайп, так что все только начинается. Stay tuned