Бали: церемонии подношений

История написания этой заметки вполне себе удивительная: я встретила женщину, работающую полный день в коммерческой (попрошу подчеркнуть дважды) организации официальным церемониймейстером. К Папе римскому и Царской семье Российской империи эта чудесная тетушка не имеет никакого отношения. Работа Ибу Ваян («Ибу» — матушка, почтительное обращение к взрослой женщине) – делать церемонии с утра до вечера: неустанно молиться, не покладая рук поджигать благовония, всячески задабривать духов и богов.

Чем дальше, тем интересней: на Бали есть такой большой рекреационный (так и пишут большими буквами в названии) центр Finns Recreation Club — тут вам и батут, и боулинг, и кафе с рестораном, спорт-бар, аквапарк, тренажерный зал, бизнес-центр и футбольное поле! Масштабный проект! Здесь и работает Ибу Ваян официальным связным двух миров: нашего с вами осязаемого и запредельного.

На 4-х гектарах, отведенных под увеселительные сооружения, находится 15 балийских храмов и 85 мест для подношений! 100 церемоний в день! Это и есть внесезонная страда этой невероятной балийской женщины Ваян!

Религия острова Бали уникальна. Нигде в мире вы не встретите такой религиозный синкретизм. «Агама Хинду Дхарма» — название этого винегрета из буддизма, учения Шивы и древнейших верований коренного населения, в основе которых лежал анимизм, то есть вера в одушевленность природы. Такая нешуточная смесь разложена в совершенно упорядоченную систему понятий, ритуалов и церемоний.  Упорядоченную изнутри, но для большинства непосвященных гостей острова – покрытый тайной хаос. Вот он — «детерминированный хаос»  в действии!!

От лирики перейдем к фактам:

  • Около 96% населения Бали исповедуют Агама Хинду Дхарма;
  • Индуизм как основная религия появился в Индонезии в IV веке, но был вытеснен Исламом в XVI веке почти повсеместно, кроме острова Бали, где и сохранился до сих пор, смешавшись с местными верованиями;
  • На Бали около 20 000 религиозных и культовых сооружений;
  • Высшим божеством в Агама Хинду Дхарма является Синг Хьянг Тунггал – Единый Бог.  Все остальные божества — это лишь Его воплощения: Брахма (создатель), Вишну (хранитель равновесия) и Шива (разрушитель) – это три лика Единого Бога;
  • Вместе с Единым Богом вершат судьбы немало других богов и духов, имена их многообразны и задачи их божественной благодати лежат в разных сферах жизни простых людей.

Ритуалы и церемонии – это повседневная жизнь каждого балийца. Шумные, дорогостоящие, многодневные обряды являются такой же важной составляющей быта, как работа и семейные обязанности.  Ритуалы используются для поддержания равновесия в мире богов и духов. Балийцы находятся в постоянном диалоге со всеми злыми и добронравными представителями пантеона, — их задабривают, путают, для них танцуют и поют, для них открывают двери или запирают их же на все замки, — красивые таинственные церемонии сопровождают все сообщения в адрес небожителей.

 

Подношения – это дар богам и духам. Осязаемая сторона ритуала – это корзиночки чананг (canang) из пальмовых листов с целым набором необходимых духам сокровищ! В наш век материализма немногие помнят истинные богатства: цветы, благовония, фрукты, рис, монетки, самодельные аппликации, печенье из ближайшего магазина! Простые радости жизни, иначе говоря! Но простота обманчива: корзиночка содержит обязательные компоненты, расположенные в строго установленном порядке, символизирующие уже известных нам Шиву, Вишну и Браxму (белые, голубые и красные  и желтые цветы с разных сторон корзинки). Продукты питания в подношении – «хлебная» составляющая. Благовония – духовная. В завершение чананг окропляют водой и украшают «вишенкой» — благодарственной молитвой.

Эти подношения изготавливают вручную, и встретить их можно повсюду (как и духов, собственно говоря). Мест для подношений может быть бесчисленное множество: касса магазина, рабочий стол, священный угол, крыльцо, перекресток, храм, алтарь, источник воды, земля у основания большого дерева, обочина дороги, пляж и многие другие участки, где духам необходимо подать знак! Само даже слово «Canang» на языке кави означает «красивое намерение». 

Действие церемонии подношения происходит в полном молчании и погружении в себя. Даже совсем юные балийцы, покрытые татуировками с головы до ног, знающие, что такое «спинер» и наперечет все фильтры в инстаграм, с почтением смотрят затуманенным взором на невидимых взгляду добрых и злых небожителей во время подношений. Что уж говорить о таком профессионале как Ибу Ваян!

 

Интервью этой женщины –  воистину великое чтиво:

— «Расскажите о себе, Ибу!»

— «Я счастлива!»

Большой вам «хлебной» части и не меньшей духовной!